Назад

Цифровизация в коллекторских агентствах

Технологические изменения, которые происходят в разных сферах жизни, заставляют компании искать, осваивать и внедрять новые технологии. Это явление не обошло стороной и коллекторские агентства. В этой отрасли, как и во многих других, традиционные методы ведения бизнеса проигрывают в эффективности новым, выработанным эпохой цифровизации. Рассказываем, какие инструменты используют в коллекторских агентствах и что реализовано конкретно в «Право Онлайн».

Цифровизация в отрасли

С точки зрения возможностей, которые сейчас существуют, коллекторские агентства высоко цифровизованы, но это в большей степени касается крупных компаний и холдингов, где работают высококвалифицированные специалисты и есть хорошая техподдержка. Цифровизация помогает автоматизировать многие бизнес-процессы, за счет чего повышается общая эффективность работы. Она позволяет компании быстрее масштабироваться. Однако каждое агентство само выбирает путь: либо быть маленьким и работать на небольшом объеме руками ― и этого будет достаточно, либо автоматизировать и цифровизировть процессы и работать с большими объемами, становиться больше. Коллекторские агентства идут по этому пути, однако не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Например, получение судебного решения до сих пор происходит на бумаге, и лишь 30% заявлений в суд направляются в электронном виде. Игроки рынка ждут, когда судебные участки, вся система производства, службы приставов, банки полностью перейдут на цифру ― это ускорит и упростит многие рабочие процессы.

Если рассматривать цифровизацию на разных этапах взаимодействия коллекторского агентства «Право Онлайн» с клиентом, то картина выглядит следующим образом:

  • с точки зрения досудебного взыскания ― здесь есть системы дейлеров (автоматического дозвона), распределения звонков, отправки ссылки на погашение займа или страницу онлайн-оплаты;
  • этап судебного решения вопроса в плане подготовки пакета документов тоже хорошо цифровизирован;
  • на финальной линии получения судебного решения есть проблемы ― суд, который выносит решение, направляет уведомление в бумажном виде, что тормозит процесс взыскания.

Рынок collection и искусственный интеллект

Искусственный интеллект внедрен в работу коллекторских агентств, но здесь под ним понимают определенные алгоритмы. Например, в «Право Онлайн» на стадии взаимодействия и коммуникации ― это алгоритмы формирования разных писем, ответов, заявлений в суд. Также существуют системы, позволяющие определить цену портфеля, рассчитать возможность и вероятность взыскания конкретного займа на разных этапах.

Перспективы цифровизации коллекторских агентств очевидны. Разные алгоритмы, технологии, в том числе основанные на ИИ, дадут возможность более эффективно взаимодействовать с должником. У самого клиента также появятся преимущества:

  • сможет погасить долг удобным способом, например, через мобильное приложение;
  • при необходимости также быстро подаст жалобу или оспорит решение суда.

Коллекторские агентства зачастую не могут достучаться до клиента ― найти его, проинформировать о долге. Бывает, что он узнает об этом только в тот момент, когда арестовывают его карту или списывают деньги. От него поступают жалобы, но долг никто не отменял, и его все равно придется оплачивать. Должник затягивает сроки, опровергает решение, а коллекторское агентство, воспользовавшись своим законным правом, подает исковое заявление, где для клиента госпошлина увеличивается в размере.

Весь этот процесс сильно растянут во времени, и цифровизация могла бы ускорить его и позволить должнику быть на коротком расстоянии со своим кредитором-коллекторским агентством. Оперативное решение вопросов поможет избежать неприятных сюрпризов, например, в виде ареста счетов или запрета на выезд за границу.

December 13 2023